Преподобный Авва Дорофей — VI в. «Если кто перенесет искушение с терпением и смирением, оно пройдет без вреда для него; если же он будет малодушествовать, смущаться, обвинять каждого, то он только отягощает самого себя, навлекая на себя искушения и не получает совершенно никакой пользы, но лишь вредит себе; тогда как искушения приносят большую пользу тому, кто переносит их без смущения. Если даже и страсть тревожит нас, то мы не должны этим смущаться; ибо смущаться, когда тревожит нас страсть, есть дело неразумия и гордости, и происходит от того что мы не знаем своего душевного устроения и избегаем труда, как сказали Отцы. Потому мы и не преуспеваем, что не знаем меры нашей и не имеем терпения в начинаемых нами делах, но без труда хотим приобрести добродетель». (Душеполезные поучения. Поучение 13) *** Архимандрит Фаддей Витовницкий — XX-XXI вв. «По тяжким испытаниям и скорбям, которые нам посылает Господь, мы узнаем, что Он нас любит. Святые отцы говорили, что если не возмущается твой внутренний мир, значит, ты выбрал неверный путь. Значит, ты что-то делаешь по воле врага, и он тебя не трогает, потому что ты в его власти. У тебя все хорошо, нет особых искушений, значит, он тебя держит, а ты не замечаешь, что ты в его власти». (Мир и радость в Духе Святом) *** Схиигумен Иоанн Валаамский — XIX-XX вв. «Господь попускает быть скорбям соразмерно нашим силам, кто какие может понести. Они нас смиряют. В нас есть какая-то самонадеянность: мы своими силами хотим преуспевать в духовной жизни, а в скорбях-то и научаемся смирению, научаемся тому, что наши усилия без Божией помощи не достигают цели. От нас требуется труд в добродетели, а успехи в добродетели зависят уже от благодати, и благодать дается от Бога именно только смиренным, а без смирительных случаев не смиришься». (Письма Валаамского старца) *** Игумен Никон Воробьёв — XX в. «Я глубоко уверен, что даже древние великие мученики — и они жалели, что мало страдали и поэтому не могли ответить Богу той любовью, которой должны бы были возлюбить Господа. Любовь даже к человеку стремится выразить себя деланием приятного любимому, каких бы жертв это ни стоило. Чем сильнее любовь, тем больше стремление доказать ее, а доказать бескорыстную любовь можно только жертвой, и как истинная любовь не имеет предела, так не имеет предела и жажда жертвы, как проявление любви. Кто любит Бога, тот захочет страдать ради Бога, и по мере роста любви будет возрастать желание все перенести, лишь бы не удалился от нас Господь, лишь бы быть ближе к Нему. А не любить Господа нельзя, если приблизимся к Нему, вернее, если Он к нам приблизится. Можно полагать, что «червь неусыпающий и огнь неугасающий» в будущей жизни есть нескончаемая скорбь сердца о том, что было время, когда можно было доказать свою любовь ко Господу, потерпеть разные страдания ради Него, доказать любовь не только страданиями, но и верой в Него среди сомнений всяких, среди страхов, духовного одиночества, сознания своих немощей, бессилия и проч. и проч., — и не доказали...» (Письма о духовной жизни)

Теги других блогов: духовность терпение искушения